КАК РАБОТАЕТ АВТОМОБИЛЬНАЯ СИСТЕМА ABS (АНТИБЛОКИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА)
Добрый день, сегодня мы узнаем, что называется автомобильной антиблокировочной системой (АБС/ABS), как работает и устроен данный тормозной помощник. Кроме того, расскажем про принцип функционирования антиблокировочной системы тормозного узла транспортного средства, для чего она нужна, а также в чем ее главные преимущества и недостатки. В заключении мы поговорим о том, какие проблемы и неисправности могут возникать с системой АБС в процессе ее эксплуатации.
При нажатии на тормозную педаль мы производим замедление движения транспортного средства по дорожному полотну благодаря целому ряду специальных узлов, устройств и электронных помощников. В том случае, если нам необходимо остановить автомобиль немедленно, мгновенно, то мы резко жмем на педаль тормоза, однако тогда возникает опасность появления неуправляемого заноса машины, то есть происходит скольжение заблокированных колес и транспортное средство просто не подчиняется, а также не слушает команд руля. Вот именно для такой ситуации и предназначен тормозной помощник АБС (антиблокировочная система), которая экстренно приходит на помощь водителю.
Говоря понятным языком, в состав антиблокировочной системы того или иного автомобиля, в котором она установлена входит ряд устройств, которые при торможении машины, вне зависимости от действий водителя, не допускают блокировку колес. Исходя из этого автомобиль с системой АБС при экстренном торможении или остановки не только не потеряет управление и проскочит колесами вперед, но также не вылетит с дороги на обочину или в кювет.
1. Как функционирует антиблокировочная система (АБС/ABS)
Довольно часто у будущих автовладельцев возникает насущный вопрос: «нужна ли в покупаемом автомобиле система АБС или приобрести машину без нее, тем самым сэкономив на цене?». Как рекомендует большинство специалистов по обслуживанию и ремонту транспортных средств, необходимо стремиться приобретать автомобиль с антиблокировочной системой. Дело в том, что когда наступает экстренная ситуация, то мы инстинктивно со всей силы жмем на тормозную педаль. Благодаря тормозному помощнику под названием АБС, даже при самых неблагоприятных погодных условиях наш автомобиль не занесет, не развернет и не уведет с заданной траектории. Даже наоборот, при срабатывании АБС управляемость транспортного средства останется прежней, то есть мы без особых усилий сможем объехать препятствие. Кроме того, данный помощник помогает на скользком дорожном полотне избегать заноса осей автомобиля.
Функционирование системы АБС, как правило, сопровождается толчками импульсного характера на тормозной педали и звуком напоминающим потрескивание. Если антиблокировочная система в исправном состоянии, то об этом нам просигнализирует индикатор со световой подсветкой на приборной панели автомобиля. На приборном щитке в момент срабатывания системы АБС, загорится индикатор с надписью «ABS» желтоватого оттенка. В том случае, когда индикатор загорается при заводе двигателя, а затем гаснет, примерно через 3 секунды, то это считается нормальным моментом и по этому поводу переживать не стоит, так как происходит просто стандартная проверка всех систем транспортного средства перед началом движения, которую инициирует бортовой компьютер.
Отметим, что тормозной помощник АБС способен сокращать тормозной путь автомобиля на сухом дорожном полотне в среднем на 25 процентов в сравнении с тормозным путем транспортного средства со стандартной системой тормозов, то есть с заблокированными колесами. Для того, чтобы наверняка убедиться в эффективности системы АБС на том или ином автомобиле для сравнения с обычными тормозами без АБС, необходимо использовать заснеженную дорогу, лед или мокрый асфальт. Разница в этом случае будет намного существенной. Кроме того, уже доказано, что использование системы АБС на автомобиле обеспечивает увеличение срока службы покрышек.
Многие эксперты и специалисты утверждают, что автомобиль оснащенный антиблокировочной системой создает у водителя подобие безопасности. Система АБС предотвращает блокировку тормозов, следовательно колес и позволяет сохранить контроль над курсовой устойчивостью с возможностью поворачивания в экстренной ситуации, но она не дает гарантий сокращения тормозного пути транспортного средства. Проще говоря, как бы не была эффективна система АБС в отношении активной безопасности машины, ведущую роль в экстренной ситуации все равно играет только водитель.
2. Какие проблемы и неисправности могут возникать с системой АБС в процессе ее эксплуатацииПрактически все современные системы АБС являются довольно надежными узлами транспортного средства и могут функционировать не выходя из строя, как минимум гарантийный срок, который предоставляется заводом изготовителем на новый автомобиль. Хотя это выглядит довольно смешно, ведь машины произведенные еще в 90-х годах 20 века с установленными антиблокировочными системами работают и перерабатывают уже 5-ый, а то и 6-ой гарантийные сроки. Жаль, но стоит привыкнуть, что качество новых, современных автомобилей предназначено только на срок их гарантийной эксплуатации, а затем, как говорится милости просим за запчастями к официальным дилерам. Уже всем давно известно, что продавать качественные и надежные машины просто не выгодно. Выгодно когда они начинают ломаться сразу по истечению гарантийного срока. Это называется новый автомобильный маркетинг 21 века.
Возвращаясь к основной теме нашего рассказа, заметим, что специальные блоки АБС электронного типа являются весьма надежными и перестают работать довольно редко, так как они защищены особенными реле с предохранителями. В том случае, если все же неисправность с системой произошла, то ее причина довольно часто напрямую связана с нарушением правил эксплуатации транспортного средства, а также рекомендаций по обслуживанию завода изготовителя относительно того или иного автомобиля.
Заметим, что самым слабым звеном в схеме системы АБС являются датчики, которые устанавливаются на колеса автомобиля. Они, как правило, располагаются рядом с вращающимися элементами ступицы или полуоси. К сожалению места, где располагаются датчики АБС являются самыми не защищенными. При попадании на них разных загрязнений, появление чрезмерного люфта в ступичных подшипниках способны довольно часто вызывать различные сбои в работе этих не маловажных деталей антиблокировочной системы транспортного средства. Как правило, вышеописанные моменты и становятся основными причинами неисправностей в функционировании системы АБС.
Кроме датчиков на оптимальное функционирование системы АБС влияет показатель напряжения между клеммами аккумуляторной батареи. Если в батареи происходит снижение напряжения до 10 Вольт и ниже, то антиблокировочная система в таком случае может просто автоматически отключаться через специальный электронный блок предохранителей. Предохранительное реле довольно часто также срабатывает при резких колебаниях напряжения в сети автомобиля.
Для того, чтобы понять что антиблокировочная система автомобиля перешла в неисправных режим, нам подскажет загоревшаяся контрольная лампа на приборной панели транспортного средства. Переживать по этому поводу сильно не стоит, так как машина в любом случае без тормозов не осталась, однако при резком торможении она может вести себя немного по другому, чем ранее (с исправной АБС). Главными отличиями при торможении автомобиля с неисправной АБС будут следующие моменты: появление неуправляемого заноса при сильном нажатии на педаль тормоза, увод машины по непредсказуемой траектории, а также значительное увеличение тормозного пути, особенно в неблагоприятную погоду (снег, гололед, дождь).
Видео обзор: «Как работает антиблокировочная тормозная система АБС»
В заключении отметим, что необходимо знать и понимать, что торможение транспортного средства с системой АБС не должно быть многократным и прерывистым. При торможении, в момент самого процесса, педаль нужно удерживать с определенным, как можно более сильным усилием, чтобы антиблокировочная система обеспечила наименьший тормозной путь и тем самым выдала наибольшую эффективность. Кроме того, если индикаторная лампочка со значком «ABS» периодически появляется и гаснет на приборной панели автомобиля, то чаще всего в таком случае причиной возникновения неполадки становятся небольшие проблемы с контактом электрической цепи АБС. При вышеописанной неполадке с антиблокировочной системой, транспортное средство необходимо загнать на эстакаду и проверить все провода, а также при надобности произвести зачистку электрических контактов. Если причина мигания индикаторной лампы на приборной панели не установлена, то поиск неисправности нужно в обязательном порядке продолжать при помощи специалистов по ремонту на станции технического обслуживания транспортных средств.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ОСТАВЛЯЙТЕ СВОИ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ.
ЖДЕМ ВАШИХ ОТЗЫВОВ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ.